Цель данной программы заключается в восстановлении (формировании) благоприятного самочувствия личности, т. е. положительного образа – Я и личностной позиции социального оптимизма.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
— развитие навыков профилактики асоциального поведения у подростов;
— оказание помощи семье в решении проблем воспитания, организация психолого-педагогического просвещения родителей, усиление роли семьи в воспитании;
— формирование уважительного отношения к правам ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;
— использование отечественных традиций, современного опыта и инноваций в области воспитания;
— развитие межведомственного взаимодействия государственных и общеобразовательных учреждений в решении проблем воспитания.
Программа направлена на создание четкого понимания обучающимися негативного результата употребления наркотических средств, алкоголя, неправомерного поведения, повышение уровня самооценки, развитие навыков и умений противостоять давлению.
Все направления деятельности прослеживаются в ходе реализации воспитательных программ.
Воспитательная программа «Спасибо, нет!»
Пояснительная записка Период социально-экономических реформ в жизни нашей страны способствовал расслоению общества, обнищанию класса интеллигенции, усилению антагонизма между поколениями, кризису образования и культуры, отсутствию единой государственной молодежной политики.
Крушение прежней идеологии, падение духовности, отсутствие нравственной жизненной цели привело к падению в подростковой и молодежной среде авторитета семьи.
Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению. Подростков и молодежь успешно используют в своих целях нарко и порнодельцы, криминальные структуры, лидеры националистических движений и экстремистски настроенных организаций и группировок, служители религиозных сект. Как следствие этого, происходит изменение ценностей и критериев социальной справедливости, нарушение системы адаптации подростков и молодежи в обществе.
УДОД имеют достаточную ресурсную базу для формирования культуры здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди обучающихся и реабилитации подростков с асоциальным поведением.
В законе Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее Закон № 120-ФЗ) понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Общим теоретическим основанием программы «Спасибо, нет!» (социальная реабилитация и профилактика асоциального поведения в молодежной среде)" является положение о приоритете социального контекста в психологическом развитии подростка, согласно которому, если не произведена реформа организации жизни ребенка, то любые педагогические методы и технологии вряд ли приведут к успеху.
В итоге стратегий поиска педагогических технологий становится стратегия построения развивающего образа жизни, различных обучающих и воспитывающих сред.
Основной принцип Программы заключается в том, что социально-психологическая реабилитация строится на основе прямого воздействия психологов, воспитателей, педагогов по средствам специально структурированной социальной среды, условиям совместной деятельности, в которой стимулируются внутригрупповые и межгрупповые механизмы социализации личности.
Наиболее адекватно целостность личности представляется понятием «социальное самочувствие личности». В нем отражаются два основных пласта отношений: отношение к образу «Я» и отношение к социальному окружению.
Таким образом, главная цель Программы заключается в восстановлении (формировании) благоприятного самочувствия личности, т. е. положительного образа – Я и личностной позиции социального оптимизма.
Задачи, решаемые в процессе реализации Программы:
- развитие навыков профилактики асоциального поведения у подростов;
- оказание помощи семье в решении проблем воспитания, организация психолого-педагогического просвещения родителей, усиление роли семьи в воспитании;
- формирование уважительного отношения к правам ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;
- использование отечественных традиций, современного опыта и инноваций в области воспитания;
- развитие межведомственного взаимодействия государственных и общеобразовательных учреждений в решении проблем воспитания;
Методика реализации программы предполагает, что оптимизация личности с социумом как исторически начальной ступени ее социализации есть главное условие формирования условия положительного отношения к себе.
Социально-психологическим механизмом оптимизации взаимодействия личности и общества выступает осознание личностью характера и динамики этого взаимодействия через призму собственного статуса в первичном коллективе, статуса первичного коллектива (группы членства) в основном коллективе и статуса основного коллектива в обществе в целом. Таким образом, для успешной социализации необходимо обеспечить личностную удовлетворенность статусно-позиционной структуры.
Социально-психологическая реабилитация личности подростка будет основываться на создании особой среды (микросоциума), отличающейся по ряду существенных показателей от обычной среды – своего рода социального оазиса.
Такими показателями являются:
- высокий уровень общественного признания социальной общности;
- содержательная совместная деятельность, ориентированная на высокие социальные ценности;
- значимая автономия личности и первичных коллективов и стимулирование их инициативы;
- стимулирование кооперативных форм межгруппового взаимодействия;
- паритетность взаимоотношений педагогического и детского коллективов.
Моделирование вышеуказанной среды и социально-психологическая реабилитация осуществляется данной Программой. Для реализации поставленных задач применяются разнообразные формы психолого-педагогического воздействия – лекции, практические занятия, психотренинги, консультации, КТД и др. Но главным средством воздействия являются вышеуказанные условия деятельности, которые обеспечивают высокий уровень мотивации достижения успеха и раскрытия творческого потенциала личности, актуализируют ее лучшие стороны, дают простор для позитивного самоутверждения личности.
Условия реализации программы
Ожидаемые результаты от Программы:
- создание четкого понимания подростками негативного результата употребления наркотических средств, алкоголя, неправомерного поведения;
- повышения уровня самооценки;
- развития навыков и умений противостоять давлению;
- благодаря созданию атмосферы деловой активности, уважительного отношения к каждому, эстетическая насыщенность повседневной жизнедеятельности и совместное переживание успехов и неудач создают особое эмоциональное родство молодых людей, формируют их нравственное и эстетическое сознание.
Программа основывается на теоретическом положении о том, что оптимизация личностных состояний происходит в общности сверстников, включенных в социально значимую деятельность.
Программа разработана на основе принципов:
- принцип существенной значимости предлагаемой деятельности;
- принцип природообразности (учет возрастных, психологических, индивидуальных особенностей подростков), предполагающий выполнение заданий различной сложности;
- принцип интереса;
- принцип свободы выбора форм и видов деятельности.
Организатором программы является МБУДО «Дворец детского творчества».
Участниками программы являются обучающиеся общеобразовательных школ города.
Система оценки результативности участия детей в реализации Программы:
- в начале реализации Программы команды-участницы получают рейтинговую карту, которая будет заполняться в течение всего учебного года;
- на каждом мероприятии участники Программы получают баллы, которые суммируются в течение всего года (чем больше баллов у команды, тем выше рейтинг);
- в конце учебного года подводятся итоги участия в Программе и награждаются победители.
Критерии оценивания участия в Программе:
- активность
- коллективность
- соответствие теме
- творческий подход
- правовая культура
Содержание деятельности
№ п.п | Направление | Формы деятельности |
-
| Правовое просвещение | Лекции, встречи, экскурсии, диспуты, круглые столы, выпуск информационного бюллетеня «Подросток и закон» |
-
| Профилактика асоциального поведения подростков | Ролевые и ситуационные игры, игры-социограммы, защита проектов, брейн-ринги, |
-
| Психологическая поддержка развития личности подростка | Тренинги, консультации, индивидуальная работа |
Механизм реализации программы
- Организационный этап
- организация взаимодействия с общеобразовательными учреждениями г. Курска с целью вовлечения обучающихся и педагогов в реализации программы через семинары и круглые столы;
- кадровое и материально-техническое обеспечение Программы
- Деятельностный этап
- проведение мероприятий по плану реализации Программы
- мониторинг развития программы и ее результатов с помощью системных наблюдений за обучающимися, анализа выполнения творческих заданий, проведения социологического опросов и бесед с детьми, родителями, педагогами.
74